Решу ОГЭ биология: чего ждать от экзамена 2022 году?

Структура экзамена по биологии

  • Длительность: 180 минут (3 часа).
  • Объём: 32 вопроса.
  • Формат испытания: 2 части (с коротким ответом и с развёрнутым комментарием).
  • Использование материалов во время сдачи – запрещено.

Сгруппировать задания можно:

— по уровням сложности

  • базовый – 22 задания (1-22)
  • повышенный – 7 заданий (23-29)
  • высокий – 3 задания (30-32)

— по формату выполнения

Задания 1-22: ответ записывается с помощью одной цифры (бланк №1).

Пример

Плесневые грибы человек использует при:

    1. выпечке хлеба
    2. силосовании кормов
    3. получении сыров
    4. приготовлении столового вина
Ответ: 3

Задания 23-28: ответ записывается в виде последовательности цифр (бланк №1).

Пример

Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в таблицу.

Перечень терминов:

  1. хромосома
  2. прокариоты
  3. цитоплазма
  4. кольцевая молекула
  5. ядро
  6. одноклеточное животное
  7. бактерия
  8. эукариоты
Ответ: 2 5 4 7

Задания 29-32: даётся развёрнутый ответ (бланк №2).

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

  1. Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
  2. Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
  3. Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
Ответ:
Банки и марля / 8 банок, марля
Мясной бульон
Черви — червеобразные личинки насекомых образуются из яиц, отложенных комнатными мухами

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngдемонстрационный вариант ОГЭ по биологии (интернет) 282 КБ

Основные темы при сдаче ОГЭ по биологии

Чтобы разнообразить подготовку, задания ОГЭ по биологии 2019 года, как и задания прошлых лет, можно сгруппировать по темам. Количественно они тоже отличаются: где-то встретится всего 1-2 вопроса, а обширные темы охватывают большой объём материала и насчитывают до 50-60.

  • Роль биологии в практической деятельности людей
  • Клеточное строение организмов
  • Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы
  • Царство Растения
  • Царство Животные
  • Сходство человека с животными и отличие от них
  • Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
  • Опора и движение
  • Внутренняя среда
  • Транспорт веществ
  • Питание. Дыхание
  • Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
  • Органы чувств
  • Психология и поведение человека
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм
  • Влияние экологических факторов на организмы
  • Экосистемная организация живой природы. Биосфера
  • Интерпретирование результатов научных исследований
  • Определение структуры объекта
  • Умение оценивать правильность биологических суждений
  • Умение проводить множественный выбор
  • Умение устанавливать соответствие
  • Биологические процессы, явления, объекты
  • Пропущенные термины и понятия из числа предложенных
  • Соотнесение морфологических признаков организма
  • Работа с текстом биологического содержания
  • Статистические данные, представленные в табличной форме
  • Определение энерготрат и составление рациона
  • Обосновывание рационального и здорового питания

Обратите внимание на последние четыре темы. Их знание потребуется, если вы планируете сдать вторую часть теста ОГЭ по биологии (29-32/С1-С4) на высокие баллы.

Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–19 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор осветил под микроскопом часть капли воды с живыми амёбами. Через некоторое время все простейшие стали двигаться в одном направлении.

ris_zadanie_1_opyt.jpg

Какое свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный опыт?

2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

3. Плесневые грибы человек использует при

4. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,

5. Поступление кислорода в тело гидры происходит через

6. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

7. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

8. Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?

ris_zadanie_8_rentgenovskiy_snimok.jpg

9. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

10. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой цифрой на ней обозначено правое предсердие?

11. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

12. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

13. Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?

14. Великий русский учёный XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

15. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего

16. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?

17. На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

18. Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Структура клетки Процесс
Цитоплазматическая мембрана Транспорт веществ
Синтез белков

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

19. Верны ли следующие суждения о цепях питания?

Ответом к заданиям 20–26 является последовательность цифр.

20. Изучите график зависимости скорости ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость ферментативных реакции в холоднокровном организме

21. Что из перечисленного может стать причиной заражения ВИЧ (возникновения СПИДа)?

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

22. Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

23. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

КЛАССЫ

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности.

25. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

Перечень слов:

26. Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

Б. Жилкование листа

В. Форма листа

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

Д. Форма края листа

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий