Разбор демонстрационного варианта задания ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе: задание № 15

Как мы уже не раз отмечали, задание 15 КИМ ЕГЭ по литературе относится к заданиям, на которые необходимо дать развернутый ответ.

Нам даётся текст, в данном случае поэтический, и этот текст необходимо проанализировать. Анализ должен быть таким, чтобы это было полезно для написания развернутого ответа, поэтому необходимо сначала прочитать вопрос.

Текст: «Памятник» Г. Р. Державин Наш вопрос 15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»?

Подробный разбор задания и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.

Как работать с таким заданием?

Во-первых, нужно изучить критерии оценивания:

f1.jpg

Во-вторых, на основе критериев составить план развернутого ответа (мини-сочинения)

ПЛАН

  1. Прямой ответ на вопрос;
  2. Авторский замысел;
  3. 2-3 тезиса с доказательствами из текста.

Даём прямой ответ на вопрос

Чтобы дать ответ на вопрос: «Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»»? – нам нужно найти это обращение поэта к «музе».

О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

Последний катрен (четверостишие) и есть обращение поэта.

Читайте также:  Михаил Салтыков-Щедрин — Вяленая вобла

Необходимо провести смысловой и художественный анализ четверостишия.

АНАЛИЗ

Для большей убедительности необходимо указать место выделенного четверостишия во всем стихотворении. Для этого, мы захватим для анализа и предыдущий катрен.

f2.jpg

Чувством гордости за свой поэтический труд и торжественным настроением проникнуто последнее четверостишие поэта, в котором он и обращается к музе.

Сформулируем авторский замысел

Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.

Объединяем ответ, авторский замысел и анализ

15. В пятом катрене стихотворения «Памятник» Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.

С одной стороны, муза для поэта – это величественная античная богиня. На это указывают – восклицательный знак при обращении и призыв «возгордись». Образ музы-богини отчетливо передается в третьей строке эпитетами «непринужденной рукой, неторопливой». С другой стороны, для Г. Р. Державина муза – это воплощение его поэзии, что отчетливо прослеживается во второй и четвертой строках. Его поэзия «справедливая» заслуга, которая должна просуществовать вечность – «чело своей зарей бессмертия венчай»

Чувством гордости за свой поэтический труд и торжественным настроением проникнуто последнее четверостишие поэта, в котором он и обращается к музе.

ЕГЭ по литературе: задание 8

Как известно, все задания ЕГЭ по литературе делятся на три группы – с кратким ответом (1 слово или словосочетание), с развернутым ответом (5-10 предложений) и сочинение (минимум 200 слов).

Задание № 8 КИМ ЕГЭ по литературе относится ко второй группе. На это задание нужно дать развернутый ответ в размере 5-10 предложений на основе приведенного текста.

Пример

Текст

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Читайте также:  Краткое содержание Севильский озорник, или Каменный гость Молина

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы…» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще…

«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Задание 8. Как в данном эпизоде повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» намечается характер главного героя?

Разбор вопроса и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.

Как правильно ответить?

Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо хорошенько проанализировать данный фрагмент.

У нас спрашивают характер героя, поэтому нужно выписать из текста все характеристики нашего героя (я выделил их красным в тексте) и разделить их на положительные и отрицательные.

c1.jpg

Эти характеристики станут вашими аргументами к выдвигаемым тезисам. А ваши тезисы – это ответ на поставленный вопрос.

Мы определяем развернутый ответ как мини-сочинение. А как у любого сочинения, пусть даже «мини», должен быть план. Строить план мы будет, ориентируясь на те требования, которые нам даны в критериях оценивания:

c2.jpg

Читайте также:  Мандрагора макиавелли краткое содержание. Ученая комедия. Анализ комедии Макиавелли Мандрагора. когда влюбленным пылким не до сна

ПЛАН

1. Дать прямой ответ на поставленный вопрос;

2. Необходимо учесть авторскую позицию по всему произведению;

3. Высказать тезисы (2-3) и подкрепить их материалом из приведенного текста.

Первый пункт

Даём прямой ответ на вопрос: «В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни».

Имейте в виду, что на начальном этапе работы прямой ответ будет приблизительным и его по ходу анализа придется уточнять или переформулировать.

Второй пункт

Конечно, чтобы ответ был ёмким по смыслу, стоит обратиться ко всему произведению и сформулировать авторскую позицию, или попутаться разгадать авторский замысел.

Авторский замысел: «В своей повести А.С. Пушкин показал Петра Гринева в развитии – как из обычного мальчика — «недоросля» герой превращается в благородного и честного офицера».

Третий пункт

Первый тезис: «Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье».

Второй тезис: «Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном».

Третий тезис: «Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»

(Четвертый пункт)

Читайте также:  Краткое содержание Миддлмарч

Вообще, вывод писать в данном задании не нужно, но мы считаем, так будет лучше, а ответ от этого только выиграет.

Объединяем!

В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни.

В своей повести А. С. Пушкин показал Петра Гринева в развитии – как из обычного мальчика — «недоросля» герой превращается в благородного и честного офицера.

Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье.

Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном.

Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…».

Редактируем!

Объединяем ответ, позицию и тезисы по смыслу. Избавляемся от повторов. Добавляем смысловые связки. По сути, делаем из разрозненных частей – цельное высказывание с выводом.

В своей повести А.С. Пушкин изобразил Петра Гринева в развитии – как из обычного мальчика-недоросля герой становится благородным и честным офицером. А приведенный эпизод показывает главного героя на начальном этапе становления его характера.

Гринев, как и положено «недорослю» шестнадцати лет, гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье и идеализирует службу в армии как «верх благополучия человеческого». Петруша абсолютно беззаботен и не имеет ни малейшего представления о жизни.Он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном, но в то же время отец воспитывал его в строгости:«…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»

В итоге, в начале жизненного пути А. С. Пушкин показал Петрушу как обычного «недоросля» екатерининской эпохи.

Алгоритм решения 

8 задание на ЕГЭ по литературе заключается в интерпретации эпического, лиро-эпического или драматического фрагмента. Это номер повышенного уровня сложности, а среднее время на его выполнение равняется 15 минутам. Само задание представляет собой отрывок из текста и вопрос к нему, на который нужно ответить развернуто. Примеры вопросов

  • Как Д.И. Фонвизин создает образы учителей Митрофанушки? («Недоросль»)
  • Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге? (Н.В. Гоголь — «Ревизор»)
  • Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина? (А.П. Чехов — «Вишневый сад»)

Алгоритм выполнения 8 задания следующий: 

  1. Внимательно прочитайте текст. Определите, о чем идет речь, какое событие происходит в отрывке, выделите для себя важные моменты.
  2. Прочитайте вопрос и определите, о чем именно спрашивают: требуется ли анализ героев, конфликта, средств художественной выразительности или общей проблемы фрагмента. 
  3. Найдите 2 сцены или фразы, которые отвечают на поставленный вопрос. Выделите конкретные цитаты. 
  4. Сформулируйте 2 тезиса, которые можно доказать выбранными цитатами. 
  5. Оформите аргументацию в связный текст и запишите его. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий