Формирование патриотических чувств у молодежи на примерах литературных произведений

Примеры патриотизма в современном мире

Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.

Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.

Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.

Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.

Примеры ложного патриотизма лучше всего описаны в романе Л. Толстого «Война и мир». Таких персонажей в произведении много. Они гуляют на балах и пируют во время войны, но при этом без конца «патриотично» рассуждают о грядущей победе над неприятелем. Ложными патриотами автор показывает и многих офицеров, которые мечтают о войне, чтобы наконец-то получить побольше наград и боевой славы, но при этом совершенно не думают, сколько страданий это принесёт народу. Увы,такие персонажи встречаются не только в литературных произведениях.

Аргументы

М. Шолохов «Судьба человека». За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и несгибаемом характере героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод — прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди — достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он — человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев — настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев «Сашка». Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба — истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

Источник

Патриотизм не воспитывается знанием истории

Как известно, министр просвещения Ольга Васильева предложила ввести с 2022 года обязательный ЕГЭ по истории. Насколько это целесообразно и к каким последствиям может привести? Об этом мы спросили учителя истории московской Гимназии на Юго-Западе № 1543 Леонида Кацву.
  • Наталья Иванова-Гладильщикова
  • /
  • 6 ноября 2018
full_size_1541494193-db0e62e3e0460094a84bf778c2a5f24f.jpg
Фото: urokiistorii.ru

– Как Вы считаете, какими соображениями руководствовалась Ольга Васильева, внося предложение об обязательном ЕГЭ по истории?

– Мотив понятен: мы хотим воспитывать патриотизм, а патриотизм дается знанием истории. Поэтому ради того, чтобы школьники знали историю, мы вводим экзамен.

Эта идея ошибочна в обеих частях. Во-первых, патриотизм не воспитывается знанием истории: патриотом можно быть, как совсем не зная историю, так и зная ее хорошо. Точно так же, как не патриотом можно быть, и не зная историю, и зная ее прекрасно. Но гораздо важнее другое: введение экзамена, вопреки надеждам, абсолютно не обеспечит повышения уровня знаний.

– А что нужно для повышения уровня знаний по истории?

– Нужно пересматривать программы, рассуждать о количестве часов, устранять ситуацию, при которой ребенок знает, что больше «тройки» (в пересчете на баллы ЕГЭ) ему не надо, а «три» ему всегда поставят и т.д. Кроме того, ЕГЭ по истории в том виде, в котором он существует сейчас, является не выпускным, а вступительным экзаменом. Он очень сложный, требует владения огромным массивом материала. Известный педагог Владимир Бацын как раз написал статью в «Вестях образования» о том, что экзамен, предназначенный для отбора знатоков, не может быть общеобязательным. Потому что у детей, ориентированных на естественные или точные науки, он ничего кроме ненависти не вызовет. Такой экзамен для них совершенно непосилен. Они должны будут посвятить невероятно много времени на подготовку.

– Может быть, стоит разделить такой ЕГЭ на два уровня – базовый и профильный, как это сделали с математикой?

– Я так не считаю. Хорошо известно, что для того чтобы сдать на «тройку» базовую математику, нужно владеть знаниями в объеме шестого класса. По истории так сделать нельзя, потому что курс идет последовательно – от Древней Руси к современности. И, кстати, Ольга Васильева несколько раз говорила, что не собирается делить экзамен по истории на базовый и профильный.

Есть версия, почему?

– Я не знаю. Может быть, она считает это неприличным. Но тогда придется снизить проходной балл, необходимый для окончания школы, до уровня каблука. Опустить его ниже плинтуса. Потому что иначе у нас будет до 30 процентов, если не больше, выпускников, не набравших балл отсечения. А значит, люди не получат аттестат. Остается другой вариант: сильно упростить вопросы. И то и другое превращает экзамен в фарс.

Сама идея, что для того чтобы добиться знания предмета, нам нужно ввести еще один экзамен, порочная. Надо совершенствовать обучение, а не контроль.

– Насколько дети из массовой школы справляются с нынешней программой по истории?

– Мне сложно сказать. Я знаю, что этот экзамен по выбору является довольно распространенным. Потому что его принимают многие вузы. Он, конечно, очень сильно уступает в популярности ЕГЭ по обществознанию, но все же… Последние несколько лет ФИПИ не публикует сведений о среднем балле ЕГЭ по России по тому или иному предмету. Видимо, скрывают. Но мне известно, что все эти годы средний балл по истории был либо самым низким, либо делил последнее место, кажется, с физикой. История действительно очень сложный предмет по причине своего колоссального объема. Огромное количество фактов, дат, интерпретаций, оценок… Кроме того, в ЕГЭ по этому предмету введены такие сложные задания, как эссе по истории, задания на аргументацию той или иной точки зрения, работа с картами, с иллюстрациями. Это не имеет ничего общего с тем экзаменом, который сдавали в качестве выпускного я или министр просвещения Ольга Васильева (мы примерно одного возраста).

– Ведь тогда это был экзамен только по ХХ веку?

– Конечно! Все начиналось со Второго съезда РСДРП. И там было, если не ошибаюсь, 27 вопросов. Экзамен был абсолютно стандартизированный: все знали, что нужно отвечать. Подробности умный ребенок мог всегда обойти (те, которые он знал плохо).

Кроме того, это были те времена, когда дети учились по одной и той же программе, когда не было профильных классов. А теперь они есть. Кроме того, в советские времена экзамен по истории охватывал курс 9–10-х классов. И в 9-м классе было четыре часа истории, а в 10-м – три. А сейчас во всех классах – два часа (в профильных, конечно, больше).

Сегодня Древняя Русь по официальной программе изучается в 6-м классе, и, естественно, к 11-му классу ребенок из того, что он изучал по истории России в 6–7-м классе, ни черта не помнит. Имеет какие-то общие воспоминания.

– Или не имеет вовсе…

– Но большинство-то детей хотя бы знает, что сначала был князь Святослав, а уже потом – Александр Сергеевич Пушкин.

– Ну, скорее всего, да.

– Но для профильного курса уровень требований иной. Даже чтобы набрать 32 балла (сегодняшний балл отсечения), нужно показать другие знания. Вузы имеют право принимать тех, кто заработал хотя бы 32 балла. Если человек набрал меньше, никакой вуз, даже с самым низким конкурсом, не имеет права его принять. Напомню, что на аттестат это вообще никак не влияет: это экзамен по выбору.

Есть учителя, которые радуются перспективам обязательного ЕГЭ по истории. Думают, что теперь их предмет будут учить. Так вот: не будут! Школьники будут рассуждать по принципу: не сделают же «они» так, чтобы треть страны осталась без аттестатов? Значит, как-то оценят. Сегодня вообще дети очень прагматичные: они дорожат только теми баллами, которые им нужны для поступления в вуз.

– И их можно понять.

– Да.

– С другой стороны, если введут обязательный ЕГЭ, многие учителя истории обрадуются: они получат возможность подработать репетиторами.

– Есть такие учителя. Но я уже писал об этом в социальной сети: это иллюзорные надежды. Потому что те, кому нужно будет только школу закончить и кто считает, что ему в любом случае что-то поставят (а больше 32 баллов ему не надо), станут заниматься с репетиторами только по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. Никакая вменяемая семья не пошлет своего ребенка, готовящегося на химфак, заниматься с репетитором еще и по истории, чтобы он закончил школу.

– Они просто разорятся!

– Во-первых, разорятся. А во-вторых, у ребенка все равно 24 часа в сутках!

Теги:

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Патриотизм — аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В произведении присутствуют примеры истинного и ложного патриотизма. Настоящие патриоты — члены семей Ростовых и Болконских. Они помогают стране не только словом, но и делом: Андрей Болконский отправляется на войну, Николай и Петя Ростовы тоже служат, Наташа Ростова отдает подводы для перевозки раненых. Истинным патриотом можно назвать и Пьера Безухова. Он делает для своей страны все, что может: например, остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в действиях.

Курагины — тоже патриоты, но только на словах. Они говорят о любви к Родине только из-за того, что это модно. На самом деле все представители семьи Курагиных — подлые люди, преследующие только корыстные цели. Они не делают ничего значимого для спасения Отечества, ограничиваясь лишь красивыми речами.

М. Шолохов «Судьба человека»

Патриотизм Андрея Соколова выражается в его поступках. Этот человек готов до последнего защищать свою Родину, не считаясь с обстоятельствами. Он верен своим моральным принципам и воинскому долгу даже в плену у немцев. Истощенный и измученный Андрей Соколов не соглашается пить за победу врага, зная, что сейчас его расстреляют. Он пьет водку и не закусывает, показывая истинную силу духа русского солдата. Этим герой вызывает уважение у неприятеля: Мюллер отпускает его с хлебом и салом в придачу, видя в нем настоящего человека и достойного соперника.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Василий Теркин — собирательный образ настоящего русского солдата. Он воюет самоотверженно, решается на кажущиеся безумными поступки. Василий Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доставить необходимую информацию. Никому бы и в голову не пришло, что такое способен сделать обычный человек. Для поднятия силы духа бойцов герой играет на гармони. Василий Теркин соглашается сделать все, что может приблизить победу. Он — настоящий патриот, пример для подражания. Победа стала возможной, благодаря стараниям таких людей.

Источник

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий