ЕГЭ по литературе в 2021 году: изменения, структура, оценивание, подготовка

Алгоритм решения 

8 задание на ЕГЭ по литературе заключается в интерпретации эпического, лиро-эпического или драматического фрагмента. Это номер повышенного уровня сложности, а среднее время на его выполнение равняется 15 минутам. Само задание представляет собой отрывок из текста и вопрос к нему, на который нужно ответить развернуто. Примеры вопросов

  • Как Д.И. Фонвизин создает образы учителей Митрофанушки? («Недоросль»)
  • Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге? (Н.В. Гоголь — «Ревизор»)
  • Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина? (А.П. Чехов — «Вишневый сад»)

Алгоритм выполнения 8 задания следующий: 

  1. Внимательно прочитайте текст. Определите, о чем идет речь, какое событие происходит в отрывке, выделите для себя важные моменты.
  2. Прочитайте вопрос и определите, о чем именно спрашивают: требуется ли анализ героев, конфликта, средств художественной выразительности или общей проблемы фрагмента. 
  3. Найдите 2 сцены или фразы, которые отвечают на поставленный вопрос. Выделите конкретные цитаты. 
  4. Сформулируйте 2 тезиса, которые можно доказать выбранными цитатами. 
  5. Оформите аргументацию в связный текст и запишите его. 

Список литературы

Кодификатор по литературе ЕГЭ-2019 ФИПИ содержит список литературных произведений, которые экзаменующемуся необходимо изучить и знать содержание. Представляем данный официальный список.

2. Из древнерусской литературы

2.1. «Слово о полку Игореве»

3. Из литературы XVIII в.

3.1. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

3.2. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4. Из литературы первой половины XIX в.

4.1. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

4.2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

4.3. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

4.4. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

4.5. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

4.6. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.8. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

4.9. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»

4.10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.11. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.12. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

4.13. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.14. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5. Из литературы второй половины XIX в.

5.1. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

5.2. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»), «Природа — сфинкс. И тем она верней…»

5.4. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

5.5. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

5.7. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

5.10. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

5.11. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

5.12. Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

6. Из литературы конца XIX — начала XX в.

6.1. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

6.2. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

cover1__w600.jpg Русский язык и литература. Литература. Базовый и углубленный уровень. 11 кл. Учебник. Купить

7. Из литературы первой половины XX в.

7.1. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

7.2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

7.3. М. Горький. Пьеса «На дне»

7.4. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»

7.5. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

7.6. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

7.7. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

7.9. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

7.10. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

7.11. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

7.12. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

7.13. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

7.14. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

7.16. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

7.17. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

7.18. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных — тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»

7.19. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

7.20. А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

7.21. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

7.22. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

8. Из литературы второй половины ХХ — начала XXI в. (В зависимости от формулировки задания 17.4. экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.)

8.1. Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2. Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8.3. Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Что еще почитать? Русские классики, покорившие мир Задание № 8 ЕГЭ по литературе Новый федеральный перечень. Рекомендации для учителей. Русский язык. Литература Методические рекомендации по работе с сервисом «Живые страницы» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Требования к итоговому сочинению

Первое требование — это количество слов.

В методических рекомендациях обозначен примерный объем — 350 слов. Однако обучающийся может написать сочинение и меньшего объема, все зависит от словарного запаса и умения четко формулировать мысли. Кто-то умеет говорить кратко и существенно, а кому-то нужно больше слов, чтобы выразить те же мысли. Советуем писать меньше слов: в таком случае будет допущено меньше ошибок. Умение компактно выражать мысли пригодится при подготовке к сочинению по прочитанному тексту из ЕГЭ. Однако следует помнить, что если в работе менее 250 слов, то она будет считаться невыполненной и не будет проверяться по основным критериям.

Характеристика героев в прозаическом произведении

Сочинение по литературе часто включает в себя характеристику героев. Нужно либо самостоятельно описать персонажа, либо указать, что автор использовал для описания и зачем. Напомним, что прозаический текст написан без рифмы, в нем присутствуют не только реплики героев, но и авторские слова: рассуждения, описания, размышления. По сути это наша повседневная речь. В прозаическом произведении героев можно характеризовать следующим образом: 

  1. Портрет. Это простое описание внешности. В литературе внешность может отражать характер: плохие персонажи имеют острые или отталкивающие черты лица, а у хороших оно располагающее, приятное. Почти всегда у героев есть отличительная особенность, деталь, которая выделяет его среди других и дает подсказки относительно его личности. Например, в «Отцах и детях» И.С.Тургенева Базаров носил балахон. Это подчеркивает его пренебрежение к общепринятым ценностям, нежелание нравиться людям. 
  2. Интерьер. Место, в котором живет герой, помогает сделать выводы о его характере. Ленивые люди будут жить в грязи, пугливые и несоциализированные — в маленьких темных комнатах, похожих на пещеру. Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского жил в крохотной пыльной комнате с поломанной мебелью. Ужасные условия связаны с характером самого героя, который планировал убийство. 
  3. Действия. Внешность и место жительства — лишь намеки на личность персонажа. Поступки же прямо указывают на его характер. По ним можно понять отдельные черты, приоритеты в жизни. Например, Гринев из «Капитанской дочки» А.С Пушкина — человек благородный, и для него очень важна честь. Он подтверждает это, не присягая Пугачеву и спасая Машу. 
  4. Речь. Во-первых, мысли и мотивацию героев можно понять по их словам. Они говорят о своих желаниях и взглядах на жизнь. Во-вторых, речь показывает общий уровень культуры и образованности. Крестьянин разговаривает просто, с ошибками и диалектизмами. Дворяне же используют высокую лексику, очень вежливы. Характер Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л.Н.Толстого показывается через ночь в Отрадном. Там девушка вслух восхищается красотой ночи. Читатель понимает, что она чувствительная натура, восприимчивая ко всему прекрасному. 
  5. Размышления и монологи. Герой может врать окружающим или скрывать свои секреты. Сам с собой он всегда будет честен. Кроме того, в размышлениях видно отношения персонажа к тем или иным событиям, его проблемы и причины тревог. Через монолог Андрея Болконского в «Войне и мире» Л.Н.Толстой показывает изменение его внутреннего мира после сражения на Аустерлице. Он начинает думать не только о великих свершениях, но и о ценности самой жизни. 
  6. Природа. Если авторы описывают пейзаж, то чаще всего он приближает нас к пониманию произведения. Природа может давать подсказки по поводу сюжета (она мрачная перед плохими событиями и прекрасная перед хорошими), а также отражать внутреннее состояние героев: страх, разочарование или, наоборот, душевный подъем. Прием использован в «Слове о полку Игореве», где затмение становится предвестником беды. 
  7. Композиция. Часто произведения строятся не линейно. В них есть лирические отступления, переход из одного времени в другое, переход между действующими лицами или «рассказ в рассказе». Таким образом авторы стараются раскрыть личность героев, дать нам более глубокое понимание их жизни и мотивов. Например, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов называет главы разными классами населения (солдаты, крестьяне и т.п.). Таким образом он раскрывает судьбу народа с разных сторон, показывает жизнь разных людей. 
  8. Рассказчики. Оценку персонажу дает не только сам автор, но и другие герои. Они характеризуют его через призму своих взглядов и ценностей. С одной стороны, это может запутать. С другой, дает более глубокое понимание. Таким приемом пользовался М.Ю.Лермонтов в «Герое нашего времени». В произведении несколько рассказчиков: сначала Максим Максимыч отзывается о Печорине как о загадочной личности, потом офицер описывает его более реалистично, а в конце сам герой дает оценку своим поступкам. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий