ЕГЭ по географии: к чему готовиться и как сдавать

Какие задания самые трудные

Вся сложность ЕГЭ по географии — в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.

Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 3 и 15, ведь не сказано, сколько их должно быть. С заданиями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит плотность населения и распространённые сельскохозяйственные культуры. Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами — прочно заучить материал.

image5-2.png
Пример задания 5 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС. Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля — теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии. При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.

Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд — их тоже смело можно вычеркнуть.

image10-1.png
Пример задания 19 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором — на объём добычи.

Пример задания 22 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 23 выпускники ошибаются по невнимательности — указывают периоды геологической истории Земли не в том порядке. Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём — фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.

Результаты ЕГЭ по географии.

Информацию о результатах ЕГЭ смотрите здесь.

Почему стоит начать со второй части

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

  • в задании 28 школьнику предстоит построить профиль рельефа местности;
  • в 29 — дать развёрнутый комментарий на основе анализа данных;
  • в 30 — сравнить факторы загрязнения атмосферы;
  • в 31 — определить значимость сельского хозяйства;
  • в 32 — выбрать точки на карте или указать время восхода, а для этого лучше повторить материал шестого класса о взаимном положении Солнца и Земли;
  • в 33 и 34 применить формулы расчёта.

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл. Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

Как выполнять простые задания

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.

image8-1.png
Пример задания 20 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших. При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным.

image2.png
Пример задания 21 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.

В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами. Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.

Пример задания 30 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран. Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%. Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.

Пример задания 31 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969

или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8

Ответ: 0,8‰

Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.

4 066 972 − 4 071 064 = −4092

Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.

Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:

2) −4092 − 3298 = −7390

Миграционный прирост населения составил −7390 человек.

Пример заданий 33 и 34 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий