Физика. ЕГЭ. Материалы для подготовки к ЕГЭ по физике

Как написать ЕГЭ по физике на максимальный балл

fbd5e17de475b461ba996f38f5d5cbcc.png

Обе категории не застрахованы от ошибок и в первой, и во второй части экзамена. Многие ошибки стандартные, практически у всех и всегда одинаковые и часто связаны не с незнанием физических законов и процессов, а с проблемами математического характера или с невнимательностью.

Врага надо знать в лицо — помнить о возможных промахах, которых можно не допустить только при осознанном контроле своих действий. Ученикам я постоянно показываю типичные ошибки, которые они совершают, и работаю над переводом их из «я просто был невнимателен» или «я просто перепутал» в состояние «я знаю, где здесь можно ошибиться, поэтому буду внимателен».

Для тех, с кем я работаю, наверное, материал этой статьи не будет новым, но повторить никогда не лишне. Другие читатели, надеюсь, тоже найдут что-то полезное.

1. Необоснованное игнорирование записей расчётов

Первая сложность, с которой мы сталкиваемся при подготовке к ЕГЭ по физике, — это запредельная уверенность некоторых выпускников в способностях к устным вычислениям. Не нужно игнорировать записи! Да, действительно, многие задачи первой части решаются в одно-два действия без каких-либо сложных преобразований.

Но если вы запишете формулу, по которой проводите расчёт, подставите в неё числа и итоговый результат зафиксируете на бумаге, шансов попасться в ловушку арифметических ошибок почти не останется.

Даже если калькулятор вам в итоге не понадобится в конкретной задаче и вы в состоянии будете определить результат путём устных вычислений, то записи значений физических величин помогут контролировать свои действия и проверять свою работу в конце.

2. Неумение пользоваться калькулятором

Остался месяц до экзамена! Возьмите уже обычный калькулятор вместо телефона!!! Если на уроках в школе требование носить с собой калькулятор на физику более-менее выполняется, то при самостоятельной подготовке дома и во время занятий с репетиторами выпускники продолжают пользоваться калькуляторами и приложениями для решения уравнений в смартфоне, что в итоге приводит к печальным последствиям.

Как это ни странно, многие одиннадцатиклассники сегодня не умеют пользоваться обычным калькулятором. В итоге с удивлением обнаруживают, что при пересчёте он выдаёт не такой результат, как в первый раз, не знают, за что отвечают некоторые кнопки на его клавиатуре. К калькулятору, с которым вы пойдёте на экзамен, надо успеть привыкнуть. Надо сделать его своим надёжным помощником, в котором вы будете уверены.

3. Непонимание масштабов полученных ответов

Третья проблема часто связана с предыдущей. Когда полученный в задаче результат бездумно переписывается с табло калькулятора, слепое доверие электронному помощнику может оказаться рискованным.

Конечно, не во всех задачах можно провести оценку ответа с точки зрения его разумности, но в 30–40% заданий теста, как показывает практика, это возможно. Ищите разные варианты решения задачи, используйте различные подходы и способы. Проверяйте ответ с помощью оценок.

Если мы в какой-то задаче определяем энергию, затрачиваемую на движение трамвая, то почему бы не сравнить её с затратами теплоты на нагревание стакана воды? Когда получается, что работа, совершаемая силой тяги трамвая, сможет нагреть стакан с водой на пару градусов лишь за три или четыре часа, это, конечно, подозрительно.

4. Ошибки в алгебраических преобразованиях простейших формул

Плотность вещества, электроёмкость конденсатора, скорость, ускорение и многие другие — элементарные формулы, которые помнят все, но часто совершают ошибку в их преобразованиях. Пишите и ещё раз пишите! Рецепт снижения риска этой ошибки точно такой же, как и в первом пункте.

5. Ограниченное использование справочных материалов

Грамотное использование справочных материалов, сопровождающих каждый КИМ ЕГЭ по физике, кроме реализации основной своей функции (перечисления табличных значений некоторых параметров), может серьёзно помочь в решении многих задач. Главное, на что в этом контексте надо обратить внимание, — размерности величин.

По размерностям плотности, удельных теплоёмкостей и различных констант без проблем можно воспроизвести формулы связи физических величин, если вдруг вы их забыли или сомневаетесь в них. Проверка размерностей вообще очень хороший способ убедиться в правильности полученного в результате преобразования выражения.

Не пренебрегайте этим действием, особенно если какие-то шаги решения вызывают сомнения.

6. Отсутствие выработанной тактики поведения на экзамене

Важный фактор, который существенно влияет на количество ошибок в тесте, а значит, и на итоговый результат, — тактика поведения на самом экзамене, распределение времени на решение, проверку и оформление, выстраивание удобного для вас режима работы. Подумайте об этом заранее. Спланируйте те 235 минут, которые будут вам отведены.

Читайте также:  Как осуществить подготовку к итоговому сочинению?

Решая варианты ЕГЭ в школе, дома или с репетитором, держите в голове не только правильность решения, но и время, которое вы затрачиваете на каждый блок материала. Полезно первую часть делить на блоки: механика, тепло, электричество, всё остальное. Сделали первый блок — пересмотрите ещё раз свои решения, найдите проверочные способы.

Потом переключайтесь на следующий.

7. Смотрите на задачу глазами её автора

Навык, который относится к высокому уровню подготовки, но, безусловно, нужен для тех, кто хочет получить максимальный балл на экзамене.

Задавайте себе вопросы: что хотел проверить в этой задаче её составитель? Какие знания я должен здесь показать? Почему среди предложенных вариантов в перечне утверждений стоит именно это, а не что-то другое? Какую ошибку, как предполагается, я могу здесь совершить?

Источник: https://mel.fm/blog/filipp-belov/76129-kak-napisat-yege-po-fizike-na-maksimalny-ball

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по физике самостоятельно

Конечно, сегодня в открытом доступе есть множество пособий, видеороликов и конспектов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по физике. Но в таком количестве информации легко запутаться. 

Проходить какую-либо тему с нуля самостоятельно крайне сложно. Во-первых, трудно найти мотивацию и силы, чтобы сесть за изучение непонятной пока информации, а каждая неудачно решённая задача будет усиливать желание бросить начатое дело. Во-вторых, без базового представления о непонятной теме трудно найти курсы и лекции, соответствующие вашему уровню. Однако все задачи первой части и пара задач во второй имеют четкие алгоритмы решения. Запомнить необходимый набор формул и научиться ими пользоваться вам поможет преподаватель. С нашими репетиторами вы систематизируете свои знания, узнаете много интересного из области современной физики и, возможно, определитесь с выбором будущей специальности.

Виды движения

От теории мы переходим к решению задач. Чаще всего в них фигурируют два понятия: скорость и ускорение. Скорость — это быстрота и направление перемещения. Средняя скорость перемещения находится по формуле u = s / t, средняя путевая — u = l / t. Здесь u — скорость, l — путь, s — перемещение. Первая величина будет векторной, вторая — скалярной. Существует также мгновенная скорость, то есть скорость в определенной точке. Ее можно найти по графику или из уравнения u = u0 + at. a — ускорение, то есть изменение скорости за единицу времени. Это векторная величина, она рассчитывается следующим образом: a = u / t. При ускоренном движении она направлена так же, как и скорость, при замедленном — противоположно ей. В случае с движением по окружности эти величины перпендикулярны. Перечислим несколько формул для задания 1 ЕГЭ по физике, связанных с видами движения: 

  • равномерное прямолинейное
  1. x = x0 + ut (x — координата точки в данный момент времени).
  2. s = ut. 
  3. u = const. 
  4. a = 0.
  • прямолинейное равноускоренное:
  1. x = x0 + u0t + аt2 / 2. 
  2. s = u0t + аt2 / 2.
  3. u= uox+ at.
  4. a = const. 
  • движение по окружности (u = const):
  1. T = t / N = 1 / v — период.
  2. v = N / t = 1 / T — частота.
  3. u = l / t = 2πR / T = 2πRv — линейная скорость.
  4. ω = ϕ / t = 2π / T = 2πv — угловая скорость.
  5. a = u2 / R = ω2R = ωu — ускорение.  
  • движение по параболе с ускорением свободного падения
  1. x = xo + uoxt + gt2 / 2.
  2. y = yo + uoyt +gt2 / 2.
  3. ux= uox+ gt.
  4. uy= uoy+ gt.
  5. uоx = u0 cosα.
  6. uоy = u0 sinα.

Частные случаи равноускоренного движения под действием силы тяжести

В рамках теории к заданию 1 ЕГЭ по физике нужно знать два частных случая: 

  • движение по вертикали
  1. при u0 = 0 высота h = gt2 / 2 и u = gt.
  2. при u0↑ и движении вверх h = u0t — gt2 / 2 и u = u0 – gt.
  3. при u0↑ и движении вниз  h = -u0t + gt2 / 2 и u = -u0 + gt.
  4. при υ0↓ h = u0t + gt2 / 2 и υ = υ0 + gt. 
  • движение тела, брошенного горизонтально
  1. h = gt2 / 2 — высота полета.
  2. s = uоt — дальность полета.
  3. υy= gt — скорость относительно оси OY.

Кинематика

Путь, траектория, перемещение — понятия, без знания которых не решить задание 1 на ЕГЭ по физике. Подготовка должна начинаться с теории. Когда вы будете хорошо ориентироваться в ней, можно переходить к практике. Наука кинематика, о которой идет речь в первом вопросе, изучает механическое движение тел без описания причин этого движения. А механическим движением называют изменение взаимного расположения тел или их частей в пространстве с течением времени. Для его изучения пользуются системами отсчета. В кинематике это система координат (X, Y, Z), тело отсчета (тело, относительно которого двигаются другие тела) и часы для измерения времени. Форма тел значения не имеет, поэтому в задачах их обозначают материальными точками — объектами, у которых есть масса, а размеры пренебрежимо малые. Не каждое тело может считаться материальной точкой, главное правило — расстояние, которое оно проходит, должно быть намного больше размера. Если мы исследуем скорость самолета на пути из одного города в другой, он является материальной точкой. Если мы определяем сопротивление воздуха в момент полета, нам важна форма, и представить самолет точкой уже нельзя. 

Если материальная точка перемещается в пространстве, у нее есть траектория — это условная линия, описывающая движение. Форма траектории зависит от выбранной системы отсчета, в задачах ЕГЭ траектории обычно рассматривают относительно Земли. Если мы свяжем траекторию с часами, то получим путь — то, что прошло тело за определенный временной промежуток. Путь, как и траектория, может иметь любую форму, но у него есть начальная и конечная точка. Соединив их прямой линией, мы нарисуем вектор перемещения. Он не может быть больше пути, а иногда вовсе равняется нулю (в том случае, когда тело двигалось по замкнутой линии). Теория к заданию 1 из ЕГЭ по физике не будет полной без описания принципа относительности движения. Для этого представим, что мы сидим в поезде и видим еще один на соседнем пути. Сначала наш поезд стоит неподвижно, а потом трогается. Если посмотреть на ситуацию относительно Земли, мы двигаемся: были на станции, а теперь отъехали от нее. Относительно самого поезда мы стоим на месте — как сидели у окна, так и сидим. А если взглянуть на соседний состав? Он постепенно удаляется от нас. Несмотря на то, что он по-прежнему стоит на станции, нам кажется, что он перемещается. Вывод: движение зависит от того, в какой системе координат его изучают. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий