Как сдать ЕГЭ по литературе на 95+? Советы выпускников

М. И Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»

7.8

</td>

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

</td></tr>

7.9

</td>

Стихотворения: «Песня последней встречи», “Заплаканная осень, как вдова…”, «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», “Приморский сонет”, «Родная земля»

</td></tr>

7.10

</td>

Поэма “Реквием”

</td></tr>

7.11

</td>

Роман “Тихий Дон” (обзорное изучение)

</td></tr>

7.12.А

</td>

Роман “Белая гвардия» (Допускается выбор.)

</td></tr>

7.12.Б

</td>

Роман “Мастер и Маргарита” (Допускается выбор.)

</td></tr>

7.13

</td>

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

</td></tr>

7.14

</td>

Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору)

</td></tr>

7.15

</td>

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», “Никого не будет в доме…”, “Снег идет”, «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

</td></tr>

7.16

</td>

Рассказ «Матренин двор»

</td></tr>

8.

</td>

Из литературы второй половины ХХ века

</td></tr>

8.1

</td>

Драматургия второй половины ХХ века

Из литературы второй половины XIX века

5.1

</td>

Пьеса “Гроза”

</td></tr>

5.2

</td>

Роман “Отцы и дети”

</td></tr>

5.3

</td>

.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»)

</td></tr>

5.4

</td>

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», “Заря прощается с землею…”

</td></tr>

5.5

</td>

Роман “Обломов”

</td></tr>

5.6

</td>

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», “Я не люблю иронии твоей…”, «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

</td></tr>

5.7

</td>

Поэма “Кому на Руси жить хорошо”

</td></tr>

5.8

</td>

-Щедрин

Сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”

</td></tr>

5.9

</td>

Роман-эпопея “Война и мир”

</td></tr>

5.10

</td>

Роман “Преступление и наказание”

</td></tr>

6.

</td>

Из литературы конца XIX — начала XX века

</td></tr>

6.1

</td>

Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»

</td></tr>

6.2

</td>

Пьеса «Вишневый сад»

</td></tr>

6.3

</td>

.

Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”, “Чистый понедельник”

</td></tr>

7.

</td>

Из литературы первой половины XX века

</td></tr>

7.1

</td>

М. Горький.

Рассказ “Старуха Изергиль”

</td></tr>

7.2

</td>

М. Горький

Пьеса “На дне”

</td></tr>

7.3

</td>

Стихотворения: “Вхожу я в темные храмы…”, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), “О доблестях, о подвигах, о славе…”, «На железной дороге»

</td></tr>

7.4

</td>

Поэма “Двенадцать”

</td></tr>

7.5

</td>

Стихотворения: “Нате!”, «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»

</td></tr>

7.6

</td>

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Запели тесаные дроги…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», “Отговорила роща золотая…”, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»

</td></tr>

7.7

</td>

Структура ЕГЭ по литературе 2021

Экзамен состоит из двух частей.

Первая часть

В первую часть входят 16 заданий. 12 из них с кратким ответом, а 4 — мини-сочинения. Ее условно также можно разделить на 2 блока:

Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения.

  • Задания с кратким ответом 1-7 проверяют знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов. Их полный перечень можно найти в Кодификаторе.
image-8.png
Примеры заданий
  • Задание 8 — сочинение в 5-10 предложений на анализ отрывка. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте»?
  • Задание 9 — сочинение-сопоставление. Нужно вспомнить еще два примера на заданную тему и сравнить их с исходным произведением. Вопрос обычно звучит так: «В каких еще произведениях русских классиков встречается мотив Х?»
image-2.png

Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть.

  • Задание 16 — сочинение-сопоставление. Необходимо вспомнить два примера и сравнить их, опираясь на заданное направление анализа. Темы в 9 и 16 заданиях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и так далее.
  • Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен для «разведки», и одному из них попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!». Много вы знаете других стихотворений, где встречается подобная тема? А ведь нужно не просто вспомнить, но и процитировать, сопоставить. Даже с этим можно справиться, если знать – как 🙂

Вторая часть

4 вопроса, из которых нужно выбрать один и написать объемное сочинение в 150-250 слов. Вот примеры тем из ЕГЭ-2020:

Основной упор в подготовке к ЕГЭ по литературе нужно делать на отработку сочинений. Так ли страшно, если до этого ты не умел их писать?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Если разобраться с шаблонами, критериями, то написание сочинений не составит никакого труда. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Первое 17 сочинение я написала на 9 баллов, в конце года всегда получалось на 14/14. Создайте для себя шаблон, чтобы не испугаться белого листа на экзамене. Придумайте введение и заключение в 8,9 и 15,16 заданиях. В 17 не забывайте о терминах. За их отсутствие могут снять баллы. Перед тем, как писать сочинение, выпишите себе список понятий в черновик, которые можно было бы использовать. При проверке следите, чтобы не было речевых и фактических ошибок. Я заводила отдельный блокнот, куда записывала ошибки из сочинений. Пролистывала его раз в неделю и запоминала, как делать нельзя.

Помимо сочинений в КИМе есть еще и тест, который проверяет знания теории литературы. Как не потерять баллы на нем?

— Он простой, вопросы повторяются. Порешаете пару десятков раз и уже будете во всём разбираться. Термины из теста пригодятся вам еще и в сочинениях. Лирика без них плохо анализируется, а в 17 сочинении даже критерий особый есть. Так что вам в любом случае нужно ими владеть, чтобы  показать свой литературоведческий уровень подготовки. (Артем Князьков, 100 баллов)

</td></td>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий